• Москва
  • Санкт-Петербург
  • Казань
  • Екатеринбург
  • Краснодар
  • Нижний Новгород
  • Самара
  • Воронеж

  • RU
  • EN

Узоры народных вышивок

5 Декабря 2012

Народные промыслы каждого народа уходят своими корнями в глубину веков, развиваясь вместе с народом, который дал ему начало. При формировании культуры значительную роль играют природные условия, быт, торговые связи, а также соседские отношения. Многие поколения мастеров оттачивали и развивали способы производства и оформления своих изделий – украшений, одежды, предметов быта. Народная вышивка является очень древним промыслом, и, формируясь множество столетий, приобрела то богатство узоров, оригинальность их расположения и утонченностью цветовых решений, и самобытность, которая во многом зависела от различных исторических, культурных, а также географических условий.

Вышивка – тайный смысл символов

Узоры народных вышивокНароды, которые жили среди природы, наблюдали за ней, тяготели к создания простых узоров, символов, при помощи которых они выражали свое восприятие окружающего мира, явлений природы. Каждый символ, каждая линия были наполнены определенным смыслом, и, часто даже служили средством коммуникации. Например, прямая горизонтальная линия символизировала поверхность земли, волнистая линия — воду, вертикальная волнистая — дождь, треугольник — горы, скрещивающиеся линии – молнию и огонь.

Фигуры в виде квадрата, ромба, круга означали источники света – Луну и Солнце. Образ матери-земли, имеющий место во многих древних культурах обозначался в виде женской фигуры, часто с поднятыми кверху руками, что было связано с почитанием влаги и земли. Берегиня (Мокошь) – это восточнославянское божество, которое было покровительницей семейного очага, рукоделия, хозяйства и воды. Символом плодородия земли считались деревья или лягушки; Цветы, травы, кусты и деревья считались «волосами земли». Птиц почитали посланниками тепла, солнца и света, они сулили скорую весну, которая принесет урожай и богатство.

Олицетворением «жизнедающего светила» - солнца были конь или олень, которые приносили благополучие, счастье, веселье. Ключевую роль в орнаментах играл ромб, который имел большое количество трактовок. Гладкий ромб с отростками был не только символом огня и солнца, но также и символом возрождения жизни. Цепочка же таких ромбов символизировала «древо жизни». Ромб с продолговатыми сторонами означал венец сруба деревянного дома; усадьба и засеянное поле обозначались в виде квадрата.

Большинство подобных символических узоров украшали жилище, одежду и предметы быта, в то же время защищая и охраняя человека с его хозяйством от злых сил, принося в его дом благополучие. Часто их именовали оберегами, поэтому наносили эти знаки на наиболее заметные места одежды, постройки, предметы обихода. Такой оберег на одежде защищал человека от различных невзгод, подстерегающих его на жизненном пути, таких как дурной глаз, болезнь, удар молнии и др. С течением времени изначальные представления наших древних предков – рыболовов, землепашцев, охотников - были утрачены, превратившись в различные декоративные мотивы, которые украшают быт множеством типов узоров, в зависимости от местности. Отдельные элементы таких орнаментов усложнялись, видоизменялись и сочетались с другими формами.

Уральская вышивка

Уральская вышивка Культура любого народа предполагает определенные черты, которые определяют ее самобытность, ее исторический путь, межкультурные и межэтнические связи.

В большинстве культур эту роль выполняет традиционный народный орнамент, в мотивах и элементах которого зашифрована информация о народе, его истоках, развитии…

Традиционный орнамент является своего рода отражением определенных эстетических критериев, которые присущи тому или иному народу, выражением его этнической концепции.

Понятия о красоте и мере у каждого народа свои, и достаточно разные, именно поэтому существует такое многообразие форм и орнаментов, которые представляют собой определенные каноны этих представлений.

Многие ученые, художники, исследователи занимаются тщательным изучением этих вопросов.

К примеру, орнамент русского народа очень богат разнообразием мотивов, техник, цветов, при этом характеризуясь определенными общими чертами. Русский орнамент – это своего рода огромная книга, в которой только внимательный читатель сможет найти для себя колоссальное количество интересных подробностей, которые во многом проясняют вопросы развития культуры русского народа.

Многообразие орнамента традиционной крестьянской культуры является весьма обширной темой. Данный сборник посвящен орнаментам на текстиле — на домашней утвари, а также крестьянской одежде, которые были зафиксированы в XIX-XX веках на Среднем Урале.

Другие статьи

Наборы для вышивания крестиком – все преимущества

Вышивка крестиком переживает настоящее возрождение. Профессиональные художники разрабатывают специальные дизайны именно для вышивки крестиком, производители представляют новые коллекции. Что то входит в моду, что то уходит с подмостков.  <...>