• Москва
  • Санкт-Петербург
  • Казань
  • Екатеринбург
  • Краснодар
  • Нижний Новгород
  • Самара
  • Воронеж
  • RU
  • EN

Вышивка на платках

17 Января 2013

Вышивка на платкахНосовой платок как модный аксессуар берет свое начало в период Ренессанса в Италии, после чего получил распространение в Германии, Испании и Франции. В XVI-XVII веках платки по сути представляли собой декоративное дополнение к костюмам. И только с XVIII века платки стали использоваться в качестве гигиенической принадлежности.

На Руси носовые платки именовались ширинками. Период их появления на этой территории не был установлен. Наиболее ранние платки, которые хранятся в музеях относятся к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки изготовлялись из шелковой кремовой ткани полотняного переплетения, имели квадратную форму и декорировались вышивкой.

Традиционно орнамент располагался по краям платка, и выполнялся при помощи разноцветных шелков, золотых и серебряных нитей, а также жемчуга. Контуры рисунка оформлялись шелком темных коричневых оттенков, а листья и цветы внутри расшивались яркими шелками малинового, лазоревого, зеленого цвета. Усики-завитки были дополнительным украшением орнамента.

Ширинка являлась парадно-декоративным изделием, которым украшались боярские и княжеские костюмы в XVI-XVII веках. Узоры ширинок соответствовали традиционным орнаментам, которыми характеризуется русская культура XVII века. После того как в начале XVIII века с подачи Петра первого был во многом изменен жизненный уклад, костюм вместе с назначением носовых платков также претерпели определенные изменения. В XVIII веке носовые платки вместе с модой на нюхание табака получают широкое распространение среди купцов и дворян, что делает этот аксессуар уже не столько декоративной, сколько гигиенической принадлежностью.

Традиционно носовые платки изготавливались из кисеи, батиста, и имели разнообразные размеры - от совсем маленького (18х18 см) до большого (45х45 см). Украшались они вышивкой, кружевом и цветными каемками. Иногда носовые платки были украшены в стиле рококо, что характеризовалось извилистыми стеблями лозы по краю платка, переплетающимися листочками и ветками, изображавшимися птицами, животными, а также другими сюжетами, которые вышивальщицы часто заимствовали из книги «Символы и эмблемы».

В XIX веке изменения в социальной структуре во многом стали решающим фактором в направлении моды и искусства, которые в то время характеризовались эклектизмом. Теперь мода была доступна всем слоям общества. Промышленность в больших количествах изготавливала различные модные предметы и прочие мелочи. То время характеризуется огромным выбором носовых платков: клетчатые, с вышивкой, кружевом. Для ежедневного использования служили однотонные платки, украшенные узкой каймой. В свою очередь праздничные платки во многом от них отличались. Практически все праздничные платки были из белого тонкого полотна, и украшены белой вышивкой. Для узора характерно повторение мотивов, которые противопоставляются друг другу. В элементах орнамента часто встречаются закругленные розочки, медальончики, скромные мелкие цветочки и листочки. Композиция характеризуется либо строгой симметрией, либо статичностью, либо плавным скольжением по поверхности ткани. Также стоит отметить, что для белой вышивки того периода не характерно обилие технических приемов.

В XIX веке в моде широко применялись элементы прошлых эпох, часто перенимая различные формальные черты, вкладывая в основу свое восприятие стиля. Мода середины XIX, или «рококо», вовсе не была схожа на стиль XVIII века. Мода этого периода характеризуется повышенной детализацией и некоторой перегруженностью. При декорировании носового платка широко применялись различные художественные композиции, приемы белой вышивки с наполнением, а также многообразные растительные орнаменты. Во многом конечный результат зависел от чувства стиля клиентки, а также мастерства вышивальщицы. Перегруженность орнамента является особенно заметной при украшении роскошных платков. Такие платки характеризуются богатым бордюром со сложным контуром, геометрическими цветами, статичность и великолепие которых соперничает с буйством гирлянд и букетов главного узора. Соединение этих орнаментов дает своеобразную механичность, в то же время удивляя богатством фантазии исполнителя.

Основной характеристикой второй половины XIX века являлся эклектизм, что в значительной мере отразилось на вышивке платков этого периода, где встречаются до разнообразные орнаменты и композиции. Ключевым моментом являлся растительный орнамент. Носовой платок во все времена являлся своего рода отражением состояния общества, моды и декоративного искусства. Очень часто этот небольшой кусочек ткани в руках искусных вышивальщиц становился настоящим произведением искусства.