Для многих существо со спицами в руках становится символом уюта и постоянства. «Неважно, что она там вяжет – главное, сидит дома!» – радуются иные поборники семейных ценностей, только и мечтающие посадить ненаглядную половину за высокий забор. Но укладываются ли в подобное узкое представление сами вязальщицы? Конечно, нет.
Вязание – удел страстных натур. Не обладая достаточным темпераментом, женщина просто не в состоянии завершить начатую крупную вещь. Но многие этого не понимают, принимая внешнее смирение за холодность нрава и отсутствие других интересов в жизни. Как там, классическое, у кумира 80-х? «От этих скучных образин дуреешь…» Да как бы не так! Вяжущая женщина – это сила, гордость и тепло, между прочим, любой эпохи.
Первые найденные вязаные вещи археологи датируют III веком. Они были найдены в Перу. Но наверняка и раньше люди знали о трикотажных изделиях. Некоторые исследователи склонны считать обтягивающие штаны пленных троянцев, изображенных на вазах, также выполненными посредством вязания. Как бы то ни было – вязание появилось и распространилось по всему свету, спасая людей от холода, а позднее – от неприличной наготы. Сначала вязаные изделия использовались в основном как белье, а если и служили верхней одеждой, то только самым бедным слоям населения. Революцию в мире трикотажа произвели парижанки Эльза Скиапарелли, а вслед за ней, но гораздо более громко – Коко Шанель. Надо сказать, что Эльза Скиапарелли, Скиап, как звали ее близкие друзья, среди которых был и Сальвадор Дали, начала свою карьеру в качестве модельера, использовав мотив вывязанного на черном джемпере белого банта. То, что сейчас кажется банальнейшим, когда-то сразило прогрессивную часть населения Парижа наповал. Эльза в модели собственного производства имела такой успех, что американская фирма по производству спортивной одежды тут же заказала у нее целую партию знаковых свитеров.
Но на пользу Скиапарелли это не пошло. А вот обращение к машинному трикотажу, а именно – джерси, сослужил добрую службу другой знаменитости – Коко Шанель. Это она вывела вязаные полотна в свет, отправив в триумфальное шествие по миру, которое не прекращается и по сию пору. Женщина должна свободно двигаться! Девиз, провозглашенный Шанель, подхватили миллионы, уставшие от корсетов и строгих правил. Так что Эльза осталась придумывать что-то сюрреалистическое, типа перчаток с накладными золотыми когтями, а Коко с бешеной энергией уже разрабатывала все новые вязаные коллекции. И - рвалась к еще большему успеху и богатству. Что же стало провозвестником ее побед? Конечно, изобретение машинного способа получения вязаных изделий. Началось это в далеком и по тогдашним меркам 1589 году, когда английский священник Уильям Ли придумал и разработал вязальную машину. Делал он ее для изготовления чулок, но впоследствии доработанный механизм стал производить вязаные полотна.
Вязание в современном мире
В современном мире вязание может быть всем, чем угодно. Голая функциональность уступила место художественным фантазиям. Потрясают работы в стиле стрит-арт, которые можно видеть на улицах многих городов Старого и Нового света: телефонная будка, полностью «обвязанная» веселым трикотажиком, созданным, судя по величине и неровности петель, вручную. Моду на «бомбардировку пряжей» - а именно так называются подобные художества, пришла из Техаса. Там пара девушек, разочарованная собственной ленью и нежеланием завершить начатое вязание, собрали все свои недоделки и начали украшать ими, что придется. Особенно полюбили наряжать памятники и телефонные будки, делая уличное искусство «уютнее и теплее».
Теперь эта группа, называющаяся Knitta, насчитывает одиннадцать человек, известна во всем мире и имеет множество подражателей. Вязаные кеды, небольшой вязаный скелетик, улыбающийся с дерева, реклама дезодорантов с применением огромных вязаных полотен, гигантские вязаные презервативы, иллюстрирующие идею рождения, несмотря ни на что … Примеры сколь симпатичны, столь и бесконечны. А чего стоят изобретенные японцами маленькие очаровательные амигуруми? Эти «няшные» зверьки и человечки, созданные при помощи разноцветных ниток и крючка, тронут любое сердце.
Так что вязание – это еще и путь художника, коль скоро художник – настоящий, и способен из чего угодно создать если не шедевр, то хотя бы перформанс. Не дремлют и профессиональные дизайнеры, придумывая всякие трансформации вязаной фактуры. Так, датчанин Бокк Натнерус сделал из длинных поролоновых валиков диаметром около 30 сантиметров диван, имитирующий «небольшой» кусочек вязаного полотна. На сторонний взгляд, вещь страшно неудобную. Однако в том, что второй такой точно нигде нет, можно быть полностью уверенными.
Вязание на мировом уровне
Совсем другой подход к искусству вязания демонстрирует изумленной публике лондонский художник Шейн Уолтнер. «Изображенное в контексте современного искусства, вязание в какой-то степени восстанавливает баланс между «высоким» и «низким» искусством, между искусством и ремеслом», - считает этот мужчина, испытывающий страсть к самой тонкой разновидности вязанья – ажурному плетению. Впрочем, его работы лишь наполовину напоминают плоды рук человеческих. Ведь этот художник подчеркивает связь человека с природой, в данном случае – связь вязания с трудом паука. Нежные ажурные формы плавно переходят в нити гигантской паутины, которую Уолтнер может натянуть в саду, над клумбой, в ином укромном уголке. Это изумительно красиво, и, по словам самого художника, еще и сближает. Ведь некоторые инсталляции он делает сообща со зрителями. Те за вязанием рассказывают истории, общаются. Так Шейн приучает современного человека к мысли, что возвращение к старому доброму виду рукоделия не несет в себе зла. Наоборот, это социальное благо. Ведь совместная работа сближает и гонит прочь одиночество – бич многих современных людей. А ее результаты согреют не только тело, но и душу, подарив радость на долгое время. Ну, а если вещь вам надоест – просто распустите ее! Вот вам и материал для новой…