Если для западного рынка клубная система продаж в порядке вещей, то для российского - из разряда новаций. Тем не менее по этому пути неуклонно движется один из лидеров отечественного рынка рукоделия компания "Золотое Руно", десять лет назад создавшая одноименный клубдля своих клиентов - любителей вышивания и вязания.
О том, насколько взаимовыгодно и приятно такое сотрудничество для рукодельниц и бизнеса, нам поведали представители компании - директор по маркетингу Наталья Плескач и менеджер по развитию розничной сети председатель клуба "Золотое Руно" Елена Гринина.
- Создавая клуб для покупателей - вышивальщиц и вязальщиц, - вы, вероятно, опирались на зарубежный опыт?
- В нашей работе есть масса аспектов, когда мы используем опыт Запада. Но так сложилось, что клубную работу с покупателями начинали, не имея никакого представления о подобном опыте. На такой путь развития вывела сама жизнь - оставалось только соответствовать ее требованиям.
- Как возникла эта идея, и какими были первые шаги?
- Все началось в 2000-м году, когда мы еще не практиковали широкую продажу наборов для вышивания, и в трех магазинах компании "Золотое Руно" предлагали готовые вышивки. Идею клуба подсказали сами покупатели. Во-первых, многим недостаточно было просто что-то купить и уйти - хотелось еще и пообщаться. Во-вторых, нашлось немало тех, кто сами вышивали, и частенько прямо в магазине собирались в кружок, чтобы обсудить свои работы. Поначалу это было стихийно, без нашего участия. Но, несомненно, мы почувствовали такой запрос и вскоре смогли на него ответить. С открытием на Нахимовском проспекте магазина площадью 120 квадратных метров, с просторным торговым залом, появилась возможность поддержать творческую энергию масс, придать ей новый импульс. Накануне 8 марта мы объявили среди покупателей первый тематический конкурс на лучшую вышивку - "Цветы".
В каждом нашем магазине - на улицах Красносельской, Тарусской и на Нахимовском проспекте - повесили объявления, сработало "сарафанное радио". На конкурс поступило 25-30 работ, в течение трех-четырех недель выставлявшихся в торговом зале. Победителей определяли покупатели, оставляя свои "голоса" в специальной корзинке, и наши специалисты, многие из которых тоже увлечены вышиванием. В финале было чествование героев конкурса, вручение подарков. С этого момента статус клуба рукодельниц "Золотое Руно" можно считать официальным.
- Как развивалась и чем наполнена сегодня клубная работа?
- Конкурсы вышитых работ становились все более регулярными и массовыми, а со временем к ним прибавились и конкурсы по вязанию. Обычно женщины всерьез занимаются тем или другим видом рукоделия, и сейчас это два основных равноправных направления. Непременное условие участия - использование пряжи и наборов для вышивания, приобретенных в магазинах "Золотое Руно", что, несомненно, стимулирует продажи. При этом мы сохраняем демократизм и социальную составляющую клубной работы: помимо конкурсов, открытых для всех желающих, регулярно проводим бесплатные консультации и мастер-классы по вышиванию и вязанию, показы мод, выставки и презентации новых товаров, встречи с асами рукоделия, различные акции.
- Как стать членом клуба?
- Вступить в него может любой посетитель наших салонов, заполнивший специальную анкету (кстати, этот опыт мы переняли у французских партнеров). Что это дает? Нам - обширную базу данных, позволяющую выразить лояльность каждому клиенту лично: сообщить о конкурсах и новинках, поздравить с днем рождения, с праздниками, пригласить на акцию. Членам клуба - ощущение своей значимости, принадлежности к сообществу увлеченных, живущих не хлебом единым, - на сегодня таких восемь тысяч! В выигрыше обе стороны. Клуб превращает нас из просто покупателей-продавцов в постоянных, надежных партнеров, единомышленников, которые относятся друг к другу с доверием, симпатией.
- Что вы делаете для привлечения в клуб новых членов?
- Постоянно расширяем и разнообразим спектр предложений. Раз в месяц устраиваем презентации новых наборов для вышивания. Организуем конкурсы по вязанию совместно с западными партнерами(этим летом-осенью, например, - с журналом "Вирена", компанией "Мондиал", а в декабре - с компанией "Анни Блатт" , которые предоставляют призы победителям, включая зарубежные поездки. Проводим показы конкурсных работ, придуманных, выполненных и демонстрируемых самими вязальщицами, а также брендовых коллекций вязаных моделей от наших партнеров: женщины получают возможность увидеть не просто привлекательный клубок пряжи, но свою Мечту.
Члены клуба "Золотое Руно" - вероятно, первыми из соотечественников - узнали о проходящем в июне международном празднике Всемирный день вязания и уже несколько раз в нем поучаствовали (шутливые рукодельные соревнования с призами, например, вязание на скорость, привлекли массу желающих и всех нас повеселили). На волне такого успеха мы пошли еще дальше - учредили Всеобщий праздник вышивки, назвав его Главным Событием вышивального 2010 года. Он прошел в наших салонах 16 сентября и был ознаменован дополнительными скидками на материалы и аксессуары для вышивки, а также увлекательной акцией: все желающие вышивали детали, из которых потом сложилось и было выставлено коллективное панно "Бабье лето". Излишне говорить о том, что это способствовало росту продаж, всеобщего хорошего настроения и числа членов клуба. Не имеем ничего против, чтобы в будущем к нашему празднику присоединились все вышивальщицы мира и компании, работающие на рынке рукоделия! А пока в ногу с девятью московскими салонами "Золоток Руно" идут два - в Казани и один - в Краснодаре, где, конечно же, есть одноименный клуб с соответствующим наполнением.
- Клубные мероприятия планируются при участии рукодельниц?
- Конечно. Как правило, они определяют тематику конкурсов по вышиванию (в этом году, например, - "Поздравления", "Кухня: предметы интерьера", "Черно-белое кино", "Летние пейзажи", "Подводный мир" , а мы - по вязанию ("Вяжем жаккардовым узором", "Цвета весеннего (осеннего) сезона", "Вяжем из пряжи дизайнерских марок "Дебби Близ" и "Луиза Хардинг", "Вяжем из французской пряжи "Анни Блат" и "Бутон д,Ор" . Мы же, по подсказке западных коллег, предложили и показы мод, принятые в клубе на ура. Словом, инициатива идет с обеих сторон, чему можно только радоваться.
- Очевидно, что за прошедшие годы вы немало узнали о клубной системе продаж Запада и успешно используете этот опыт. Если сравнить его с вашим, - в чем отличие?
- Там это, как правило, спонтанные собрания рукодельниц, скажем, в каком-нибудь "вязальном кафе". У нас - заранее планируемые и анонсируемые ТЕМАТИЧЕСКИЕ встречи в магазине, в определенном формате (выставка, конкурс, дефиле).
План событий на год вывешиваем на сайте компании "Золотое руно" www.rukodelie.ru, издаем в виде красочного буклета. В текущем году, в общей сложности, прошли и еще идут десять рукодельных конкурсов, не считая прочих мероприятий. И этот праздник в режиме нон-стоп трудно было бы осуществить без предварительного планирования и подготовки.
- В чем вы видите реальную "клубную" отдачу?
- Компания "Золотое Руно" стремится к тому, чтобы впервые пришедший в ее салоны посетитель стал постоянным покупателем, и роль клуба тут неоценима.
Растут объемы продаж, что, в числе прочего, логично связать с ростом числа членов клуба (повторимся: ныне таких зарегистрировано восемь тысяч). Выработана эффективная система взаимодействия с постоянными покупателями, к которой они привыкли, и которой дорожат так же, как мы. Наконец, клубная - "тусовочная" - система изначально привлекательна для молодежи. И очень радует, что среди разновозрастных членов клуба становится все больше молодых. Растим своих новых клиентов - любителей рукоделия.
Беседу вела Алена Агашина